JoomlaTemplates.me by BlueHost Reviews

Обзор правовых новостей за декабрь 2015

Опубликовано: 28.12.2015

Определены правила принятия решения о допуске или недопуске судимых граждан к деятельности с участием несовершеннолетних

Согласно ст. 331 ТК РФ, лица, имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию за отдельные преступления, не допускаются к педагогической деятельности. Однако по решению комиссий по делам несовершеннолетних к педагогической деятельности могут допускаться граждане, имевшие судимость (либо избавленные от уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям) за отдельные преступления небольшой и средней тяжести.
Таким образом, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН) предоставлено полномочие решать вопрос о допуске (в отдельных случаях) или недопуске указанных лиц к педагогической, трудовой, предпринимательской и иной деятельности с участием несовершеннолетних .
Правительство РФ своим постановлением от 5 августа 2015 г. № 796 определило правила принятия региональной КДН такого решения.
КДН будет принимать от лиц, имеющих судимость и желающих заниматься деятельностью с участием несовершеннолетних, письменное заявление. Такое заявление может быть оформлено в произвольной форме, но с обязательной собственноручной подписью заявителя. Установлены сведения, которые должны быть указаны в заявлении (включая Ф.И.О. заявителя, его место жительства, намерение осуществлять деятельность с участием несовершеннолетних и обстоятельства, препятствующие этому и т. д.). Также к заявлению должны быть приложены копии паспорта, документа об образовании или о квалификации, приговора суда или постановления следственных органов о прекращении уголовного дела или преследования, справка о наличии (отсутствии) судимости или факта уголовного преследования, документы и материалы, характеризующие трудовую и иную деятельность заявителя и его поведение после осуждения или прекращения уголовного преследования.
На принятие решения в отношении рассмотрения заявления отведен срок в 30 дней (со дня регистрации заявления). При принятии решения КДН будут учитывать следующие обстоятельства, позволяющие определить, представляет ли заявитель опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних:
-вид и степень тяжести совершенного преступления (преступлений), характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения, иные обстоятельства, выявленные в ходе уголовного преследования заявителя;
-срок, истекший со дня совершения преступления, освобождения от наказания, прекращения уголовного дела или уголовного преследования, а также со дня погашения или снятия судимости;
-форма вины;
-вид наказания;
-факты смягчения назначенного заявителю наказания или освобождения его от отбывания этого наказания;
-возмещение причиненного вреда (если применимо к заявителю);
- отнесение в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений;
- отношение к исполнению трудовых (служебных) обязанностей;
- обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение заявителя после совершения преступления.
Решение о допуске или недопуске заявителя к деятельности с участием несовершеннолетних комиссия будет принимать в отсутствие заявителя и иных лиц открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Информация о решении появится на официальном интернет-сайте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Предусмотрена возможность обжалования решения КДН в суд.
* * *
Воспитание детей - стратегический общенациональный приоритет!
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства России от 29 мая 2015 г. № 996-р
Утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. В ней определены цели, задачи и приоритеты государственной политики в области воспитания и социализации детей, основные направления и механизмы развития институтов воспитания. Приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Среди основных направлений развития воспитания выделены такие, как поддержка семейного воспитания, развитие воспитания в системе образования, расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов, поддержка общественных объединений в сфере воспитания.
Определены ориентиры в сфере гражданского, патриотического, духовно-нравственного, физического, трудового, экологического воспитания. Уделено внимание приобщению детей к культурному наследию и популяризации среди них научных знаний.
* * *
Развитие дополнительного образования детей: план мероприятий на 2015-2020 гг.
Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. N 729-р О плане мероприятий на 2015-2020 гг. по реализации Концепции развития дополнительного образования детей Утвержден план мероприятий на 2015-2020 гг. по реализации Концепции развития дополнительного образования детей.
План содержит 8 разделов: совершенствование нормативно-правового регулирования системы образования; повышение доступности качественных услуг; развитие инфраструктуры; развитие кадрового потенциала; расширение доступа частных организаций к предоставлению услуг образования, развитие государственно-частного партнерства; поддержка проектов развития; информационная поддержка реализации Концепции; управление реализацией Концепции.
Для каждого мероприятия определены сроки реализации, ответственные исполнители, итоговый документ.
* * *
Из федерального бюджета выделят средства на выявление и поддержку талантливых детей и молодежи
Постановление Правительства РФ от 20 мая 2015 г. № 483 "Об утверждении Правил предоставления в 2015 году унитарной некоммерческой нетиповой образовательной организации "Фонд "Талант и успех" субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на выявление и поддержку детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, оказание содействия в получении такими лицами образования, в том числе в области искусств, естественно-научного образования, а также образования в области физической культуры и спорта, включая организацию и осуществление спортивной подготовки, в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы ..." В 2015 г. из федерального бюджета некоммерческой образовательной организации "Фонд "Талант и успех" выделяется субсидия на выявление и поддержку талантливых детей и молодежи. Регламентирован порядок предоставления средств.
Субсидия выделяется на подготовку детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности в области искусств, естественно-научного образования, физкультуры и спорта. За счет указанных средств оказывается содействие в получении такими лицами образования, проводятся тренировочные мероприятия, организуется содержание детей и молодежи (включая присмотр и уход, отдых и оздоровление).
Субсидия предоставляется на основании соглашений, заключаемых Минобрнауки России, Минкультуры России и Минспортом России с Фондом.
Контроль за расходованием средств возложен на указанные ведомства, а также на Росфиннадзор.
* * *
По каким еще показателям проводится мониторинг системы образования?
Приказом Министерства образования и науки РФ от 2 марта 2015 г. № 135 "О внесении изменений в показатели мониторинга системы образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2014 г. № 14" введены дополнительные показатели мониторинга системы образования.
Это, в частности, структура численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалиддов, обучающихся в группах компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности дошкольных образовательных организаций. Удельный вес числа организаций, имеющих в своем составе лекотеку, службу ранней помощи, консультативный пункт, в общем числе детсадов. Укомплектованность организаций, обучающих по адаптированным основным общеобразовательным программам, спецпедагогами (тьюторами, дефектологами, логопедами и др.).
Отметим, что мониторинг необходим для информационной поддержки разработки и реализации госполитики в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития данной области.
* * *
Какой печатью могу заверяться документы об образовании?
Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 июня 2015 г. № 05-2038 “О документах, подтверждающих наличие образования”.
Прежний Закон об образовании предусматривал, что образовательное учреждение или научная организация выдают лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы гособразца об уровне образования и (или) квалификации. Такие документы заверялись гербовой печатью.
В настоящее время лицам, успешно прошедшим ГИА, выдаются документы об образовании и документы об образовании и о квалификации, образцы которых устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Они заверяются печатью образовательной организации. Разъяснено, что Государственный герб РФ помещается на печатях госорганов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов ЗАГСа.
Помещение герба на печатях муниципальных и частных организаций не предусмотрено. Однако если организация имеет гербовую печать, изготовленную до вступления нового Закона об образовании в силу, то она вправе использовать ее для заверения документов об образовании. В противном случае используется негербовая печать.
* * *
Присвоение ученых званий профессора и доцента: регламент Минобрнауки России
Приказом Министерства образования и науки от 25 декабря 2014 г. № 1620 "Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по присвоению ученых званий профессора и доцента" утвержден Административный регламент Минобрнауки России по присвоению ученых званий профессора и доцента.
В части присвоения званий заявителями являются вузы, организации дополнительного профобразования и научные организации, в которых работают (проходят военную или иную приравненную к ней службу по контракту, службу в ОВД) лица, претендующие на присвоение. Соискателем звания является физлицо, которое осуществляет педагогическую и научную (научно-исследовательскую) деятельность в организации, представляющей его к присвоению. В части лишения и восстановления званий заявителями являются физические или юридические лица, в части выдачи дубликатов аттестатов о присвоении - лица, утратившие выданный аттестат.
Срок предоставления услуги по присвоению (восстановлению), по лишению звания и аннулированию аттестата не должен превышать 6 месяцев, по выдаче дубликата, замене аттестата - 4 месяцев.
Приказ об утверждении форм документов, представляемых для рассмотрения вопроса о присвоении ученых званий, признан утратившим силу. Данные формы предусмотрены регламентом.
* * *
Какие документы нужны для назначения Герою Труда России дополнительных выплат?
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 февраля 2015 г. № 93н "О внесении изменений в Перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации, утвержденный постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2002 г. № 53” определены документы, необходимые для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения Героям Труда Российской Федерации. Это удостоверение Героя Труда Российской Федерации или грамота о присвоении данного звания.
Уточнено, что Герои СССР, России, Герои Социалистического Труда представляют для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения книжку (удостоверение) или грамоту к соответствующей госнаграде.
Также уточнен порядок назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед родиной (Героям СССР и России, Героям Труда, лауреатам госпремий, чемпионам Олимпийских игр и др.). При отсутствии необходимых документов принимаются справки о награждении госнаградой Российской Федерации, подписанные руководителем Управления Президента РФ по государственным наградам и заверенные его печатью, или справки архивных учреждений.
* * *
Упорядочена нормативно-правовая база по вопросу выдачи санэпидзаключения на помещения для образовательной деятельности.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Федерального медико-биологического агентства от 7 мая 2015 г. № 686/72 “О признании утратившим силу приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Федерального медико-биологического агентства от 24.10.2011 № 2260/420”
Утратил силу совместный приказ Рособрнадзора и ФМБА России о порядке взаимодействия между лицензирующим органом и Федеральным медико-биологическим агентством.
Им регулировалась процедура получения лицензирующим органом от ФМБА России заключения о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, заявленных соискателем лицензии (лицензиатом) для осуществления образовательной деятельности, установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям. Речь шла об осуществлении образовательной деятельности организациями, обслуживаемыми ФМБА России, или на обслуживаемых Агентством территориях.
Отметим, что в соответствии с новыми правилами лицензирования образовательной деятельности именно соискатель лицензии (лицензиат) представляет в лицензирующий орган реквизиты выданного санэпидзаключения.
* * *

НОВОСТИ В ТРУДОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Нужно ли изменять подход к расчету средней зарплаты работников сферы образования?
В Письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 марта 2015 г. № 14-1/10/П-1140 рассмотрен вопрос о возможности изменения принципа расчета средней зарплаты работников сферы образования.
Отмечено, что в настоящее время действует единая методика расчета показателя по региону. Она применяется в т. ч. для статнаблюдения за средней зарплатой работников социальной сферы, для которых предусматривается повышение оплаты труда (согласно "майским" указам Президента РФ).
Такой подход позволяет обеспечить стабильность и сопоставимость динамики показателей как в разрезе регионов, так и в других (по видам деятельности, формам собственности и др.).
Особенности исчисления зарплаты по региону и отдельным категориям граждан обусловлены следующим. В первом случае она определяется путем деления суммы фонда зарплаты работников списочного состава и внешних совместителей, фонда зарплаты лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам, и других сотрудников несписочного состава на среднесписочную численность работников (без упомянутых) и на количество месяцев в периоде.
Среднемесячная зарплата по видам деятельности исчисляется также. Однако исключается фонд зарплаты сотрудников, выполняющих обязанности по гражданско-правовым договорам, и других лиц несписочного состава, с которыми не были заключены трудовые договоры.
При расчете зарплаты работников социальной сферы внешние совместители и лица, выполнявшие работы по гражданско-правовым договорам, ни в фонд зарплаты, ни в численность не включаются.
Согласно "майским" указам оплата труда отдельных категорий работников должна быть доведена до средней зарплаты в соответствующем регионе. Этот уровень формируется независимо от ведомственной подчиненности по территориальному признаку.
* * *
Повышение эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства: концепция на 2015-2020 гг.
Распоряжением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 1028-р утверждена Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015-2020 гг.). Она предусматривает следующие мероприятия.
Инвентаризация, систематизация и актуализация актов, содержащих обязательные требования трудового законодательства.
Формирование общедоступного исчерпывающего перечня обязательных требований трудового законодательства, соблюдение которых проверяется в ходе надзорных мероприятий. Подготовка методических материалов для работодателей по самообследованию на предмет соблюдения обязательных требований трудового законодательства.
Создание и тиражирование памяток по трудовым правам и обязанностям работника, информационного справочника "Библиотека трудовых ситуаций" для работников.
Обеспечение информационного доступа к системе обязательных требований трудового законодательства, внедрение механизмов их интерактивного обсуждения в Интернете.
При этом ожидаются следующие результаты:
- увеличение не менее чем в 3 раза доли объектов надзора, в отношении которых проведены контрольно-надзорные мероприятия;
- увеличение не менее чем на 15% количества хозяйствующих субъектов, реализующих мероприятия по охране труда;
- увеличение до 25% доли хозяйствующих субъектов, использующих механизмы внутреннего контроля за соблюдением трудового законодательства;
- снижение в 2 раза среднего срока предоставления госуслуг по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства;
- увеличение до 90% доли лиц, положительно оценивающих качество работы федеральной инспекции труда (в т. ч. по предупреждению и профилактике нарушений трудового законодательства);
- увеличение до 70% доли обращений в федеральную инспекцию труда с использованием системы электронных сервисов.
.
* * *
Федеральный закон от 8 июня 2015 г. № 152-ФЗ “О внесении изменений в статью 104 Трудового кодекса Российской Федерации» вносит изменения с 01 июля 2015г.
Поправка касается учета рабочего времени лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда работающих в условиях суммированного учета рабочего времени.
Урегулирована ситуация, когда по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий вышеназванных работников установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение трехмесячного учетного периода.
В этом случае отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода, но не более чем до 1 года.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2015 г.
* * *
Прожиточный минимум в целом по России существенно возрос.
Постановление Правительства РФ от 4 июня 2015 г. № 545 “Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2015 г.”
Прожиточный минимум в целом по России за I квартал 2015 г. на душу населения составляет 9 662 руб., для трудоспособного населения - 10 404 руб., пенсионеров - 7 916 руб., детей - 9 489 руб. В IV квартале 2014 г. он равнялся соответственно 8 234 руб., 8 885 руб., 6 785 руб. и 7 899 руб. Таким образом, прожиточный минимум существенно увеличился.
Напомним, что прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. При этом стоимость товаров и услуг определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания. В прожиточный минимум включены также обязательные платежи и сборы.
С помощью прожиточного минимума оценивается уровень жизни населения при реализации соцполитики и федеральных соцпрограмм. Он применяется для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне МРОТ, размеров стипендий, пособий и других соцвыплат, а также для формирования федерального бюджета.
* * *
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 201-ФЗ "О внесении изменений в статьи 84.1 и 261 Трудового кодекса Российской Федерации"
Срочный трудовой договор, истекающий в период беременности женщины, будут продлевать до окончания декретного отпуска.Решено продлить срок действия трудового договора, истекающего в период беременности женщины, до даты окончания отпуска по беременности и родам.
Ранее при истечении срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель был обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медсправки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности.
При применении этой нормы на практике возникали определенные проблемы. Увольнение женщины чаще всего происходит в период ее отпуска по беременности и родам, который оформляется листком временной нетрудоспособности. Однако закон не допускает увольнение работника по инициативе работодателя (кроме ликвидации организации либо прекращения деятельности ИП) в период его временной нетрудоспособности и пребывания в отпуске.
Обобщая правоприменительную практику, Пленум ВС РФ (постановление от 28 января 2014 г. N1) указал, что в случае рождения ребенка увольнение женщины в связи с окончанием срочного трудового договора должно производиться в день окончания отпуска по беременности и родам.
В связи с этим решено продлевать беременным женщинам срок действия трудового договора при предоставлении ими листка нетрудоспособности по беременности и родам до окончания отпуска по беременности и родам.
* * *

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 200-ФЗ "О внесении изменения в статью 64 Трудового кодекса Российской Федерации"
Установлен срок, в течение которого работодатель обязан письменно обосновать отказ в заключении трудового договора.
Действующее законодательство запрещает необоснованно отказывать в заключении трудового договора. По требованию лица работодатель обязан письменно сообщить причину такого отказа.
Поправкой установлен срок, в течение которого нужно дать ответ, - не позднее 7 дней с даты предъявления письменного требования лица.
* * *

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 242-ФЗ "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Родители детей-инвалидов могут брать отпуск в удобное для них время.
Скорректирован ТК РФ. Поправки разрешают одному из родителей (в т. ч. приемному), воспитывающему несовершеннолетнего ребенка-инвалида, брать ежегодный оплачиваемый отпуск по его желанию в удобное для него время. Такое право получили также опекун и попечитель.
Отдельным категориям работников ежегодный оплачиваемый отпуск может предоставляться по их желанию в удобное для них время. Однако вышеназванные лица к ним отнесены не были. Отсутствие такого права делало их заложниками своего работодателя, который под предлогом производственной необходимости соглашался дать отпуск тогда, когда это выгодно ему, а не работнику, и исключало возможность ухода за больным ребенком.
В связи с этим установлено преимущественное право родителей (опекунов, попечителей, приемных родителей) детей-инвалидов на ежегодный оплачиваемый отпуск.
* * *

Экспертная рабочая группа федерального уровня рассмотрела общественную инициативу о ежегодной индексации зарплат на уровень фактической инфляции. Об этом сообщается на официальном сайте Открытого правительства.
Напомним, что интернет-петицией предусмотрено внесение в ТК РФ поправок, предусматривающих проведение обязательной индексации заработной платы работников не реже одного раза в год на уровне не ниже фактических размеров инфляции. Такую индексацию планируется проводить во всех организациях, осуществляющих деятельность на территории России. "Индексация заработной платы должна быть обязанностью всех работодателей независимо от источников их финансирования – из соответствующих бюджетов или результатов предпринимательской деятельности, поскольку представляет собой одну из основных государственных гарантий по оплате труда работников (ст. 130 ТК РФ)", – считают авторы идеи.
Инициатива набрала необходимое количество голосов в поддержку (более 100 тыс.) и была передана на рассмотрение специальной экспертной рабочей группы федерального уровня. Эксперты сочли реализацию предложенной меры нецелесообразной. Так, представители Минтруда России подчеркнули, что вопрос об индексации заработной платы, включая контроль за соблюдением обязанности по индексации и меры ответственности за нарушения, в полном объеме урегулирован действующим законодательством. Так, госорганы и госучреждения производят индексацию зарплаты в порядке, установленном трудовым законодательством, а другие работодатели – в порядке, закрепленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. "Действующих норм, на наш взгляд, вполне достаточно. Они предполагают гибкий механизм для различных отраслей и организаций. У нас в РФ очень высокая дифференциация заработной платы, и какие-то обязательные параметры повышения заработной платы вводить было бы неправильно. Гарантии должны быть связаны с повышением МРОТ, который должен быть не ниже прожиточного минимума", – подчеркнула директор Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России Марина Маслова.
Также отмечалось, что:
• рост зарплаты в последнее время существенно превышает рост производительности труда, и чрезмерная индексация зарплаты может привести к ухудшению финансового состояния компаний. Как следствие, встанет вопрос о сокращении производства и ликвидации рабочих мест, что в сложившейся экономической ситуации недопустимо;
• невыполнимые обязательства могут привести к дестабилизации нормально функционирующего механизма, к закрытию предприятий, а значит, к недопустимому росту безработицы. Подчеркивалось, что переговоры по вопросу повышения зарплат нужно продолжить, но предложенные изменения в ТК РФ – отклонить;
При этом эксперты признали, что вопросы увеличения зарплат россиян должны быть дополнительно обсуждены на площадке Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В связи с этим экспертное заключение по общественной инициативе и все материалы решено направить в РТК.
* * *

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2015 г.)
Установленные трудовым законодательством гарантии защиты беременной женщины от увольнения по инициативе работодателя действуют независимо от того, был ли работодатель поставлен в известность о её беременности и сообщила ли она ему об этом.
Н. обратилась в суд с иском к организации-работодателю о признании незаконным увольнения, восстановлении в должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и иных выплат. Представитель ответчика исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении за необоснованностью. Судом по делу установлено, что Н. работала в организации-работодателе в различных должностях. Согласно приказу директора данной организации истец была уволена с работы по подп. "а" п. 6 части первой ст. 81 ТК РФ за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей - прогул. Основанием для издания данного приказа явился ранее изданный приказ о применении к ней дисциплинарного взыскания в виде увольнения. Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец не представила доказательств уважительности причин своего отсутствия на работе. Суд также посчитал, что со стороны истца, не поставившей в известность работодателя о факте своей беременности и временной нетрудоспособности, имело место злоупотребление своим правом, в связи с чем ответчик был вправе применить к ней дисциплинарное взыскание в виде увольнения с работы за прогул. С этими выводами суда первой инстанции согласился и суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев дело по кассационной жалобе Н., признала выводы судов основанными на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям сторон. Пункт 4 части первой ст. 77 ТК РФ в качестве общего основания прекращения трудового договора указывает его расторжение по инициативе работодателя. Перечень оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя установлен в ст. 81 ТК РФ, согласно подп. "а" п. 6 части первой которой трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей - прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (её) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте. Таким образом, увольнение работника по указанному выше основанию отнесено трудовым законодательством к увольнению по инициативе работодателя.
Согласно Конвенции Международной организации труда N 183 "О пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства" (заключена в г. Женеве 15 июня 2000 г.) защита беременности, в том числе путём установления гарантий для беременных женщин в сфере труда, является общей обязанностью правительств и общества (преамбула). В Трудовом кодексе Российской Федерации содержатся нормы, закрепляющие для беременных женщин повышенные гарантии по сравнению с другими его нормами, регламентирующими расторжение трудового договора. Так, в соответствии с частью первой ст. 261 ТК РФ запрещается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем. Эта норма, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 6 декабря 2012 г. N 31-П, является трудовой льготой, обеспечивающей стабильность положения беременных женщин как работников и их защиту от резкого снижения уровня материального благосостояния, обусловленного тем обстоятельством, что поиск новой работы для них в период беременности затруднителен. Названная норма, предоставляющая женщинам, которые стремятся сочетать трудовую деятельность с выполнением материнских функций, действительно равные с другими гражданами возможности для реализации прав и свобод в сфере труда, направлена на обеспечение поддержки материнства и детства в соответствии с ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации.
При этом Конституционным Судом Российской Федерации в указанном постановлении констатировано, что и в случае однократного грубого нарушения беременной женщиной своих обязанностей она может быть привлечена к дисциплинарной ответственности с применением иных дисциплинарных взысканий, помимо увольнения. Таким образом, из буквального толкования части первой ст. 261 ТК РФ следует, что законом установлен запрет на увольнение по инициативе работодателя беременных женщин, кроме единственного исключения - ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем. При этом названная норма не ставит возможность увольнения беременной женщины в зависимость от того, был ли поставлен работодатель в известность о её беременности и сообщила ли она ему об этом, поскольку это обстоятельство не должно влиять на соблюдение гарантий, предусмотренных трудовым законодательством для беременных женщин при увольнении по инициативе работодателя. В таком случае правовое значение имеет лишь сам факт беременности на день увольнения женщины по инициативе работодателя.
* * *

Определение Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2015 г. N 934-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Захаровой Ирины Николаевны на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 327, частями первой и третьей статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 249 Трудового кодекса Российской Федерации".
Об увольнении сотрудника, обучение которого оплатил работодатель.
Оспаривались нормы, в т. ч. касающиеся обязанности отработать определенный срок у работодателя, оплатившего обучение сотрудника.
В случае увольнения без уважительных причин такого сотрудника до истечения упомянутого срока он обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение. Затраты исчисляются пропорционально фактически не отработанному времени. Такое правило действует, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
По мнению заявителя, положения неконституционны, поскольку не содержат перечня уважительных причин увольнения. Так, на практике нормы не позволяют отнести к таковым причинам увольнение по собственному желанию одного из супругов в случае, если другой переведен на работу в другую местность.
Отклоняя такие доводы, КС РФ разъяснил следующее.
Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду. В сфере трудовых отношений свобода труда проявляется прежде всего в договорном характере труда, в свободе трудового соглашения.
В частности, в трудовом договоре может предусматриваться условие об обязанности лица отработать после обучения, проводимого за счет средств работодателя, не менее установленного соглашением срока.
Заключая такое соглашение, сотрудник добровольно принимает на себя обязанность отработать не менее установленного в нем срока у работодателя, оплатившего обучение, а в случае досрочного увольнения без уважительных причин - возместить затраты на обучение.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение баланса прав и интересов сотрудника и работодателя, способствует повышению профуровня данного работника и приобретению им доппреимуществ на рынке труда, а также имеет целью компенсировать работодателю затраты по обучению.
При этом отсутствие в нормах перечня уважительных причин увольнения само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав.
Подобное не означает возможность произвольного усмотрения суда.
Суд, оценивая, является ли та или иная причина увольнения достаточной для освобождения от обязанности возместить работодателю затраты на обучение, проверяет все обстоятельства, не позволившие лицу продолжить трудовые отношения с работодателем.
* * *
Об увольнении руководителя за его необоснованное решение
Определение Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2015 г. № 779-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Буркунова Александра Валерьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 9 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации”.
Оспаривались нормы, закрепляющие одно из оснований для увольнения руководителя. Таким основанием служит принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером.
Речь идет о ситуации, когда решение повлекло за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб.
По мнению заявителя, положения неконституционны, т. к. не определяют понятий "необоснованное решение руководителя", "неправомерное использование имущества" и "иной ущерб имуществу организации".
Тем самым нормы позволяют судам произвольно применять их при рассмотрении дел.
Отклоняя такие доводы, КС РФ разъяснил следующее.
Правовой статус руководителя (права, обязанности, ответственность) значительно отличается от статуса иных работников. Это обусловлено спецификой его трудовой деятельности, местом и ролью в механизме управления юрлицом: он руководит организацией, в т. ч. выполняет функции ее единоличного исполнительного органа, совершает от ее имени юридически значимые действия.
От качества работы руководителя во многом зависят соответствие результатов деятельности организации целям, ради достижения которых она создавалась, сохранность ее имущества, а зачастую и само существование юрлица.
Увольнение руководителя по упомянутому основанию - мера юрответственности за совершение им виновных действий.
Такое увольнение не может осуществляться без указания конкретных фактов, свидетельствующих о неправомерном поведении руководителя, его вине, о наличии неблагоприятных последствий и причинно-следственной связи.
Кроме того, такое увольнение невозможно без исследования вопроса о возможности избежать неблагоприятных последствий в случае принятия другого решения.
В нормах используются оценочные понятия с целью эффективного их применения к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций.
Таким образом, принятию решения об увольнении руководителя предшествует объективная оценка совершенного им деяния.
При этом обоснованность данного увольнения может быть предметом судебной проверки, чем исключается произвольное применение оспариваемых норм.

Просмотров: 786